Умные песенки

У «Смешариков» не всегда получалось совмещать творчество и бизнес, часто наблюдался явный перекос. Когда у создателей мультсериала косяком шли философские мультипликационные 2D-шедевры, какие-то возможности монетизации явно упускались. «Смешарики» довольно регулярно выпускали видеосборники, сначала на VHS, затем на DVD, запустили производство любимых персонажей в виде мягких игрушек, но, например, упустили раскрутку музыкального контента. В саундтреках к их мультфильмам прозвучал с десяток очень хороших детских песен, которые были способны составить конкуренцию привычным «хитам» Шаинского, Энтина и Гладкова — однако за пределы «Вселенной Смешариков» большинство из них так и не вышли, разве что несколько композиций крутилось на «Детском радио». Но всеобщей раскрутки не получилось: «Пусть бегут неуклюже» знают все русскоязычные дети, а «От винта!» или «Куда уходит старый год» — лишь некоторые. Позднее продюсеры спохватились и выпустили все эти саундтреки, но время было упущено, песни остались культовыми, а не всенародно известными.

Потом возникло ощущение, что творчество уступило коммерции. «Смешарики» перешли на полнометражные 3D, наладили выпуск какого угодно мерчандайзинга, но креатив сильно просел, и цитировать в их мультфильмах стало нечего. Проект «Малышарики», предназначенный для младших дошкольников, казался уже не столько просветительским, сколько коммерческим. «Детские версии» знакомых персонажей должны были привлечь внимание родителей и подготовить дошкольников ко встрече с «повзрослевшими» настоящими «Смешариками». И альбом с песенками был выпущен менее чем через два года после запуска проекта.

На моё первоначально скептическое отношение к этому релизу повлияло не только явное желание составителей «ковать железо, пока горячо», но и нарочито примитивные названия «Умных песенок»: «Твёрдый и мягкий», «Вежливо и невежливо», «Волшебные слова», «Старое и новое» и т.д. Кроме того, почти все треки имеют примерно одинаковый хронометраж — 1 минута 40 секунд, плюс минус секунда. Казалось, что отсюда недалеко до «Телепузиков», которые общались с помощью звуков, имитирующих младенческие «разговоры». Но прослушивание показало, что всё не так страшно: авторам песенок хватило профессионализма и вкуса, чтобы обучающие композиции для дошколят были простыми и понятными, но не примитивными. «Умные песенки» чем-то напоминают композиции из «Улицы Сезам», правда, будучи рассчитанными на более юную аудиторию, они вынуждены обходиться без иронии и чёрного юмора. Впрочем, с «белым» юмором здесь всё в порядке, а при всей простоте текстов авторы часто выбирают не самые очевидные рифмы и образы. То есть, кроме «лобового» прикладного обучения элементарным понятиям, сборник развивает воображение и знание языка и становится неплохим подспорьем для родителей. А самая длинная песня альбома «Новый год» может претендовать на будущие попадания в сборники «детских хитов».

Алексей Мажаев, InterMedia