Композиторы «Смешариков»: Дети не просят упрощать — это нужно методистам, стремящимся все разжевывать

Марина Ланда и Сергей Васильев рассказали «Комсомолке», какие песни из «Смешариков» не поют на больничных концертах и почему одну серию про Кроша и Ежика сняли с производства.

Сергей ТРЕФИЛОВ, Комсомольская правда (Беларусь)

На Смешариках уже выросло целое поколение зрителей, которые теперь говорят: «Это мое детство».

В Беларуси Марина и Сергей не впервые. На этот раз они выступили дважды — перед публикой минского детского театрального фестиваля «Казачны джэм», а сразу с поезда помчались на благотворительный концерт в реабилитационном центре в Острошицком Городке.

Марина (М.): — Таких концертов у нас немало. Они сложны тем, что нам самим надо настроиться психологически, не показать, что эти дети особенные, не ляпнуть лишнего. Потому мы, например, не поем популярную песню «Бедненький больной» из «Смешариков».

Сергей (С.): — Хотя дети ее любят. Может, и эти ребята ее хорошо приняли бы. Но мы, взрослые, сами теряемся в подобной ситуации. А прошло все хорошо. Зал был живой, веселый, ребята выскочили на сцену, прокричали с нами песню «От винта» — такая у них энергия, глаза горящие, отдача невероятная! Только повязки у детей намекали, что концерт не простой.

Марина Ланда говорит, что в ней есть что-то от Ежика («Мне иногда легче немного отойти, помириться»), а Сергею Васильеву ближе Бараш («Я тоже немного псих и стихи иногда пишу»).Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
Марина Ланда говорит, что в ней есть что-то от Ежика («Мне иногда легче немного отойти, помириться»), а Сергею Васильеву ближе Бараш («Я тоже немного псих и стихи иногда пишу»). Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

— У вас, наверное, всегда такая отзывчивая публика?

М.: — Зритель бывает талантливым, а бывает бездарным. Такой хочет, чтобы его развлекали. Ты видишь по его позе, глазам: давайте, работайте — я буду потреблять. Когда такого видишь, даже азарт появляется: все равно мы тебя выдернем! Иногда напрямую обращаемся к конкретному человеку в зале, который может своим безучастием испортить настроение всем.

С.: — Как правило, речь о взрослых и конкретно о папах. Они вообще делятся пополам — талантливые папы и папы-функции, которые, как мешки, падают в кресла со своими телефонами. И что он хочет от своего ребенка? Но мы никого не упрекаем. Эти поколения родителей сами так воспитаны. Например, отыгрывает свою роль и кино, где и выработалась привычка потреблять. Тогда и в театре, на концерте родители словно что-то прикупают ребенку, лишь бы их не трогали. Но мы помним и то, как радовались всей командой «Смешариков» первым откликам от родителей: «Спасибо! Теперь мы можем смотреть и обсуждать мультфильмы со своими детьми, вместе петь песни».

МУЗЫКА ИЗ «СМЕШАРИКОВ» — ЭТО РОК-Н-РОЛЛ, И НА НЕМ УЖЕ ВЫРОСЛО ПОКОЛЕНИЕ

— Ситуация с незаинтересованными родителями — результат сбившейся в 1990-е системы ценностей, где были в том числе мультфильмы и семейные фильмы с обязательной запоминающейся песней? Ведь именно это поколение теперь становится родителями.

М.: — Однако за 25 лет работы нашего с Сергеем театра я не помню случая, чтобы ребенок не знал «В траве сидел кузнечик» или «Улыбку». И если где-то ребенок недобирает, это компенсируется детсадом, бабушками и дедушками. Такие песенки — как реликвии, которые остаются в доме.

С.: — А наш главный манифест — рок-н-ролл. Это свобода, честный разговор без скидок на возраст, энергия (и это не значит, что надо все время орать), нерв и искренность, драйв. Этот язык понятен ребятам в зале или у экрана.

Из концерта у композиторов всегда получаются детские праздники.Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

М: — Иначе говоря, с детьми по-взрослому. Даже в песенках для «Малышариков» мы не сюсюкаемся, хотя сериал-то для крох.

— Кстати, тем, кто начинал смотреть первых «Смешариков» 15 лет назад, уже лет по двадцать…

М.: — Недавно мы поздравляли анимационную студию «Пилот», и наш приятель пригласил сыграть с нами контрабасиста — ему 22 — 23 года, он выпускник консерватории, играет с Игорем Бутманом. И этот парень бежит к нам и говорит: «Господи! Вы же мое детство! Не может быть, что я играю с вами». А пару лет назад в подмосковном городе Чайковском 15 — 16-летние ребята наизусть знали песни — всю сознательную жизнь они смотрели «Смешариков».

— Песни для зарубежных мультфильмов всегда пишутся с запоминающимися зацепками, как и песни к «Смешарикам». То есть вы пишете музыку по проверенным схемам шоу-бизнеса?

М.: — Еще Утесов говорил, что в песне должен быть крючок — запоминающаяся фраза. Все это знают, но не у всех получается.

С.: — Наш подход — театральный. И все истории Алексея Лебедева (сценарист классических «Смешариков». — Ред.) мы могли разыграть, вжиться в героя, в тему — так и рождались песни (по сути, маленькие спектакли). Так что сочувствую людям, которые механически строят песни, это дико скучно.

М.: — А еще большой плюс, что нам все 15 лет никогда не указывали, не было режиссерского или продюсерского контроля. Команда собиралась и слушала песни, мы все учились друг у друга, не обижались на советы, а главное — полюбили смешариков. Что-то подобное в свое время случилось на студии Диснея: они срослись с Белоснежкой, и когда она упала на экране, закричали, что ей больно. А однажды вся наша команда доказывала, что Крош и Ежик — друзья, и они не могут подличать на экране. Это была серия нового сценариста, и ее сняли с производства.

Детям показали, кто озвучивает любимых героев.Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
Детям показали, кто озвучивает любимых героев.Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

«ЭТО НЕ БАРАШ БЕЖИТ МАРАФОН, А МЫ САМИ — ОТ РАБОТЫ И ЖЕН»

— Кстати, ваши песни как-то адаптируются под характеры персонажей?

С.: — В «Смешариках» почти нет песен конкретных персонажей. Зато в ситуациях, в которые попал герой, мы узнаем себя. Например, когда Бараш заболел, мы писали, что все любят заботу. Или песня, которая звучит, когда Бараш бежит марафон. Помню, как мне позвонил в два часа ночи баянист Гриша Семкин, с которым мы работали: «Сережа! Я понял песню — это мы все бежим от своей работы постылой, от надоевших нам жен». А 5-летний человек откликнется по-своему и с каждым годом ту же песню будет понимать по-новому.

М.: — Когда работаем над раскадровкой, читаем сценарий, то вылавливаем там второй и даже третий план. И смотрим со стороны взрослых, которые не заискивают перед ребенком. Кстати, лучшие песни из советских мультфильмов тоже словно над ситуацией. «Ложкой снег мешая, ночь идет большая» — это не песня Медведицы, а джазовая колыбельная. А в одной из самых любимых наших песен «Белые кораблики» интонация очень грустная, словно с этими корабликами убегает твоя жизнь. А взрослая песня «Капитан, капитан, улыбнитесь» стала одной из главных детских. Вообще, дети не просят что-то упрощать — это нужно разве что методистам, стремящимся все разжевывать.

В благотворительном мультсериале "Летающие звери" сбылась мечта Марины и Сергея - они спели свои песни сами. Фото: кадр из фильма
В благотворительном мультсериале «Летающие звери» сбылась мечта Марины и Сергея — они спели свои песни сами. Фото: кадр из фильма

— А как реагируют дети и родители, когда песни из «Смешариков» выходят петь не ростовые куклы под фонограмму, а вполне реальные люди?

С.: — У детей звучит что-то вроде «Неужели это они!», а взрослые реагируют с удивлением. А на сцену нас вытащили дети. На фестивале, часть которого была посвящена музыке «Смешариков», с ребятами из нашего театра мы зажгли на полтора часа. А потом ученики спросили: почему мы не выступаем вместе?

М.: — Но за последние годы смешалось представление об авторах и актерах, озвучивающих героев. В советские годы можно было четко сказать: озвучивают Румянова и Папанов, а песни пишут Шаинский, Крылатов, Гладков, Энтин.

С.: — А теперь появилось слово бренд. И пусть однажды было решено, что все работаем над «Смешариками», до сих переживаем, что зрители не знают актеров, которые озвучивают сериал. Ведь именно благодаря их юмору, манере многие фразы растаскали на цитаты. Сергей Мордарь (Карыч и Совунья) поет половину всех песен, Миша Черняк говорит за Пина, Копатыча и Лосяша, и порой все они действуют в одном кадре. А еще работают Светлана Письмиченко (Нюша), Антон Виноградов (Крош), Володя Постников (Ежик).

— Есть и другие анимационные проекты с вашей музыкой — «Тима и Тома», «Пин-код», «Летающие звери»…

С.: — «Пин-код» — более драйвовый, чем «Смешарики». Все-таки техника, машины, опыты. Для него мы нашли подходящие по характеру темы из старых «Смешариков», а разработал их Дима Бюргановский. В «Пин-коде» другой хронометраж — тема должна уложиться в 13 секунд. Есть и такие, которые разработаны буквально по Шостаковичу. Дима аранжирует многие наши песни, в том числе для полного метра. И недавно за большую анимацию «Теория заката» нас как композиторов наградили российской Национальной анимационной премией. Премию вручал мэтр Александр Зацепин. За кулисами он сказал, что послушал много нашей музыки: «Молодцы! Мне очень понравилось». Не меньшей похвалой для нас были слова Юрия Норштейна: «Вы продолжаете традиции музыки Гладкова, Рыбникова, Энтина, Шаинского».

С Тимой и Томой из одноименного мультфильма у композиторов сложились особые отношения. Фото: кадр из фильма
С Тимой и Томой из одноименного мультфильма у композиторов сложились особые отношения. Фото: кадр из фильма

М.: — Очень хорошо работалось с сериалом «Тима и Тома». Во-первых, мы были в восторге, как превосходно озвучили героев ребята из нашего музыкального театра детей Сережа Голубцов и Саша Борисова. В том числе и поэтому было жалко расставаться с этими героями – мы ведь в них влюбились. Ну а «Летающие звери» — это интонационно другая волна. Там основная музыка – Димы Бюргановского, а мы пишем финальные песни и впервые сами их исполняем. Это словно маленькие постскриптумы к каждой серии. Иногда они относится напрямую к сюжету, а порой это эмоциональный или смысловой рикошет.

С.: — «Летающие звери» — благотворительный мультсериал, средства от него шли в помощь онкобольным детям. Мы выступали под его эгидой в клиниках, в палатах. Жаль только, что финансирование закончилось, и проект закрыли. А ведь он состоялся, в клипах на песни из сериала сыграли звезды — Чулпан Хаматова, Данила Козловский, Вячеслав Бутусов, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, а еще белоруска Светлана Бень из кабаре-бенда «Серебряная свадьба».

В Минске на концерте было и несколько дуэтов - один из них с певицей и режиссером Светланой Залесской-Бень из кабаре-бэнда "Серебрянная свадьба".Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
В Минске на концерте было и несколько дуэтов — один из них с певицей и режиссером Светланой Залесской-Бень из кабаре-бэнда «Серебрянная свадьба».Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

М.: — А родился проект в студии «Да», которая занимается с ребятами мульттерапией. Она включает дополнительные ресурсы организма, которые поддерживают детей в их борьбе с болезнь. И у ребят получается здорово. Однажды в жюри конкурса мне очень понравился фильм (авторов заранее не называли), и оказалось, что он сделан на студии «Да» занимавшемся мульттерапией мальчишкой на коляске.