В глаза посмотри

Беседу с Мариной Ландой и Сергеем Васильевым ведет Марина Дмитревская

Сергей Васильев и Марина ЛандаМарина Дмитревская

Марина Дмитревская Вашему музыкальному театру детей «Радуга» уже пятнадцать лет.

Марина Ланда Двадцать! Пятнадцать мы строим его вместе с Сергеем, а возник он раньше. Если танцевать от печки, то во Дворце молодежи, где я еще студенткой работала хормейстером, существовал огромный ансамбль «Радуга». Руководила им Вера Печатникова. Вскоре ДМ вместе с комсомолом рухнули. В этот момент известная журналистка Инга Бочанова пригласила меня работать в детскую редакцию радио. И я взяла с собой десять ребят из «Радуги», чтобы они записывали песни для радиоспектаклей и что-то озвучивали. Так возник радиотеатр «Радуга». Первой его работой стала мечта моего детства — мюзикл «Оливер». Поставила его режиссер, блестящий профессионал Галина Дмитренко (а я была музыкальным руководителем).

И был еще один важный момент в преддверии театра. Меня позвали в Дом актера вести детский абонемент. Я решила вести его вместе с ребятами. И поскольку у меня не только музыкальное, но и актерское образование (училась я у Людмилы Ивановны Красиковой), мы все время придумывали что-то театральное. Тогда, собственно, театр и зародился. И мы ведем отсчет от этого 1994 года.

А параллельно меня пригласил преподавать Зиновий Яковлевич Корогодский. Я придумала такую систему упражнений для детей и взрослых, при которой любой человек поет. Любой.

Сергей Васильев Подтверждаю как бывший студент. У нас на курсе Корогодского, где я, собственно, и познакомился с Мариной в 1991 году, было человек семь не поющих вообще. Через полгода все запели. Поэтому, если забегать вперед, мы никогда не отбираем детей по слуху. Только по глазам: наш — не наш.

Ланда В глаза смотри!

Дмитревская Так и назовем беседу…

Ланда Отлично! Сначала Зиновий Яковлевич пригласил меня просто посидеть на вступительных экзаменах. Я с радостью согласилась. В конце экзаменов он вдруг, без предупреждения, объявил при полном зале: «А теперь Марина Анатольевна проведет музыкальное занятие». Я, конечно, крякнула, но провела! Так и осталась преподавать.

Дмитревская Сережа, то есть сначала вы прошли школу как ученик?


М. Ланда, С. Васильев.
Фото из архива театра

Васильев Марина Анатольевна была нашим любимым педагогом. К сожалению, это чудесное время в ДК Первой пятилетки продлилось недолго. Вскоре театр выгнали из дома. Но мы столько успели спеть! И когда сейчас я встречаю своих однокурсников — все помнят эти песни, настолько это было заразительно.

Ланда А мне было просто в кайф! И все, что потом превратилось в некую систему моих упражнений, — все возникло тогда.

Дмитревская Итак, начало 90-х. Сергей Васильев учится у Корогодского…

Васильев И потом работает у Корогодского в «Театре Поколений». До 1998 года.

Дмитревская А Марина Ланда…

Ланда Много работает на Радио России…

Васильев …и ведет с Мишей Черняком культовую передачу «Отдушина». Я сам потом с радио выносил коробку из-под холодильника с письмами слушателей.

Ланда Но, несмотря на это, в один прекрасный день, в августе 1998-го ко мне подошел секретарь Дома Радио и сообщил, что с завтрашнего дня программа «Отдушина» закрывается. «Да, и еще… — добавил он. — У вас там какой-то детский радио театр, так его тоже нельзя. Новый директор не любит детей и кошек». В общем, вчера у меня было все, а сегодня — ничего.

Дмитревская То есть дефолт!

Ланда Полный. И хотя у меня осталось несколько передач на радио и со стороны все было ОК — дети и «Отдушина» оказались главными для меня. Я стояла и рыдала на углу Итальянской улицы.

Васильев У меня в то время тоже все было непросто. Я тяжело ушел из театра… И в тот самый день, идя по Итальянской улице, я просто наткнулся на Марину. Правда, я сперва не узнал ее, потому что привык, что она всегда улыбается.

Ланда Сережа спросил: «Не надо ли чем помочь? У меня есть гитара и есть песни». Я сказала: «А у меня есть талантливые дети, которым некуда прийти 1 сентября».

Дмитревская И куда же вы пришли 1 сентября?

Ланда Все на то же радио. Легендарный журналист Лев Соломонович Мархасев сказал: приходите после шести и занимайтесь, я не буду вас видеть. И еще полгода, благодаря ему, мы отзанимались тайно в Доме Радио.

Васильев Понятно, что я пришел от З. Я. со своим багажом, у Марины было свое. Паззл должен был сложиться, нам надо было педагогически пристроиться друг к другу.

У Корогодского мы много занимались с детьми, он толкал нас в педагогику, спасибо ему за это. И, конечно, очень важно, что были музыкальные уроки, которые Марина вела у З. Я.

Дмитревская Осталось старое название «Радуга». Опасно, ребята, по нынешним временам…


«15 старых чемоданов и одна страна».
Б. Окуджава «Каждый пишет, как он слышит…». Фото из архива театра


«15 старых чемоданов и одна страна».
Б. Окуджава «Из окон корочкой несет поджаристой…». Фото из архива театра

Васильев Оно нам не нравится, но что делать — история. Мы много лет воюем за то, чтобы нас не называли «детский музыкальный театр». Он не детский, это просто театр, где играют дети.

Ланда Поэтому и возникло название «Музыкальный театр детей».

Васильев Еще З. Я. мне говорил: если будешь заниматься детьми, всю жизнь на тебя будут смотреть так, будто ты занимаешься чем-то несерьезным.

Ланда Мы своеобразный «неформат». От нас ждут привычного. В голове сидит стереотип — хотят видеть девочку с бантом. А у нас совсем не так.

Васильев Часто детей зовут, чтобы просто умиляться… А ребенок порой способен сказать о чем-то главном искреннее и сильнее взрослого.

Ланда Мы относимся к детям — как к коллегам. Я работаю с ними на сцене, и каждый может сказать: «Марина Анатольевна, мне так неудобно, попробуем по-другому…» И мы вместе ищем другие пристройки.

Васильев Нашему театру очень трудно в этом смысле найти своих.

Дмитревская Чужие среди своих, свои среди чужих?

Ланда Ну да… Зато, когда попадаешь к своим, это большая радость. Так было, когда мы выступили на Володинском фестивале, где сразу почувствовали, что зал нас понимает.

Васильев После этого было немало фестивалей, но мы всегда празднуем день этого выступления — как своеобразное театральное крещение.

Дмитревская Наш № 73 был посвящен социальным проектам, в том числе с детьми. Вы ощущаете свой театр как социальный проект или как эстетический?

Васильев Хороший вопрос.

Ланда Надо подумать.

Васильев Это вещи неразделимые. Но не хочется быть в тренде «социальных проектов».

Ланда Мне кажется, мы не проект. Тем более социальный. Правда, у нас принципиально бесплатный театр, в нем есть много детей из бедных семей, из богатых, но это не имеет значения. Повелось это с 90-х годов, когда закрылось большинство детских бесплатных коллективов. Чтоб заработать на первые костюмы, я месяц пела рекламу.

Васильев Но не надо думать, что мы какие-то «блаженные». Заниматься с детьми бесплатно — это наш выбор. Своеобразная плата за свободу, которой мы очень дорожим.

Ланда «Социальный или эстетический?» Конечно, эстетический тоже. Песни, которые мы выбираем, внешний облик детей…

Васильев И то, на что мы обращаем особое внимание, — умение дружить, умение прощать.

Ланда Пусть это этические понятия, но в итоге они формируют и нашу эстетику.

Васильев На сцене для нас главное, чтобы ребята были естественны, свободны и понимали то, о чем говорят.

Дмитревская Кто вас первым приютил?

Ланда Мир не без добрых людей. Нас приютил на Мойке, 12 директор музея Пушкина Сергей Михайлович Некрасов. Несколько лет мы там счастливо прожили: выходишь вечером в пустой двор, а там Александр Сергеевич в снегу…

Дмитревская Жить и работать в музее трудно?

Васильев Для спонтанного театра — конечно! В музее все строго. Но мы очень благодарны, там работают замечательные люди. Например, Татьяна Волохонская, которая приходила и перед репетициями рассказывала детям о Пушкине. Такое не забывается.


«15 старых чемоданов и одна страна».
И. Дунаевский «Водовоз». Фото из архива театра


«15 старых чемоданов и одна страна».
В. Соловьев-Седой «Тальяночка». Фото из архива театра

Ланда А когда мы поняли, что в музее больше нельзя (аренда пошла), полгода занимались у меня дома, ели бутерброды, суп, отодвигали стол и репетировали. Параллельно с этим я ходила и искала помещение. И на том же углу Итальянской случайно встретила нового директора радио, и он, узнав нашу историю, гостеприимно пригласил нас снимать помещение в Доме Радио. Правда, дом этот сильно изменился…

Дмитревская Когда-то там все кипело, бегали толпы…

Ланда Но теперь все толпы убежали… Я обошла почти все помещения и увидела дверь в редакцию, где когда-то меня принимали на работу: пустые облезлые стены, а во второй комнате стоит… пианино. Его здесь никогда раньше не было, мистика какая-то. И я сказала директору: мы будем здесь. За лето за свои деньги мы сделали ремонт. Так театр снова оказался в том месте, где и родился. Но это попрежнему жизнь на чемоданах.

Васильев И конечно, мы мечтаем о своем доме. Это должна быть…

Дмитревская Студия с площадкой?

Ланда Да! Мы все придумали!

Васильев Туда можно было бы приглашать родные по духу коллективы, можно проводить семинары, мастер-классы, вместе петь, приглашать артистов. Ведь так много замечательных актеров, которые с удовольствием бы работали на сцене вместе с детьми.

Ланда Такие, как Александр Хочинский, с которым у нас были большие совместные планы, Юрий Кузнецов, Сергей Паршин, Вячеслав Захаров, Сергей Дрейден и другие.

Дмитревская А что за эти годы было в репертуаре?

Васильев Репертуар — момент особенный. Дети все время меняются, они проживают с 7 до 17 аж четыре артистических возраста! И тут надо сказать о нашем «главном» спектакле — «Пятнадцать старых чемоданов и одна страна».

Ланда Это спектакль по песням Дунаевского, Соловьева-Седого и Окуджавы. Выбор именно этих авторов во многом и есть драматургия всего спектакля. Это своеобразные детство, юность и зрелость нашей «той страны».

Васильев Песни, как музыкально, так и сценически, мы стараемся решать неожиданно. Например, всем известную лирическую песню Окуджавы «Дежурный по апрелю» мы решили как залихватскую песню юных «джигитов», под аккомпанемент бубна и веселой гармошки. Кстати, весь спектакль идет под «живых» музыкантов.

Ланда Отдельно надо сказать про старые чемоданы. Они полноправные участники спектакля и по ходу действия превращаются то в старую кинокамеру, то в фронтовую тальяночку, то в ночные московские многоэтажки.

Васильев В свое время мы просто охотились за ними, за чемоданами.

Ланда И привозили их даже из Берлина!

Васильев Где были на Берлинале (туда нас пригласили как композиторов мультфильма «Дерево детства»). Сейчас их у нас 75 штук.

Ланда Особая история — хранение этого «скромного скарба». И спасибо Виктору Минкову (в «Приюте Комедианта» мы играли этот спектакль два сезона), который в свое время приютил чемоданы у себя на репетиционной базе. С 2009 года нам помогает наша ученица Наташа Борисова, она и помреж, и реквизитор, и на все руки мастер.

Васильев Через этот спектакль проходят все наши артисты. Он все время меняется. Одинаковых просто нет.


«Мы нули! нули! нули!». Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Дмитревская А как вас находят дети?

Ланда Как правило, после спектаклей подходят. Сейчас у нас их 45 (18 основных и очень много «студентов» от 6 до 9).

Васильев Они поспевают, дозревают — и попадают в основной состав.

Ланда Еще был спектакль, с которого начался наш репертуар, — «Старая квартира», он шел на сцене Дома композиторов. Идею спектакля подал Сергей Баневич, замечательный петербургский композитор. Мы рассказывали историю рождения Союза ленинградских композиторов и пели песни 30–40 годов.

Васильев Там на маленькой сцене стоят два больших рояля. Их никуда не спрятать. И тут щелкнуло! Мы придвинули их боками друг к другу, клавишами в разные стороны. Марина тихо, одним пальцем, играла «Город над вольной Невой», а ребята в темноте медленно поднимали крышки роялей, как разводящиеся мосты. С этого начинался спектакль.

Ланда Андрей Павлович Петров очень поддерживал нас, но тогдашнему директору Дома композиторов это, увы, не пригодилось…

Дмитревская Бесхоз?

Ланда Бесхоз.

Васильев У нас есть спектакль по песням самого Андрея Петрова, есть утесовский спектакль. Песни Шварца, Высоцкого… Вообще, через песни ты можешь говорить с ребенком на любую тему: о любви, о предательстве, о разлуке.

Ланда Мы отбираем песни и слушаем, что скажут о них дети, обсуждаем с ними. Как-то спели «Девочка плачет, шарик улетел…» Окуджавы — и одна девочка заплакала. «Почему ты плачешь?» — спросили мы. «Она прожила целую жизнь, а ее так никто и не полюбил», — ответила она. Лучше, по-моему, сказать невозможно. Девочке было в тот момент восемь лет. Звали ее Злата.

Васильев И пока эта девочка была — мы эту песню пели. А когда она выросла — убрали. Потому что такого понимания, как у нее, ни у кого не было. И вот еще пример, «понимают ли они». Стихи девятилетнего артиста нашего театра Вани Чапкевича:

Время летит, летит, летит,
Время спешит, спешит, спешит,
Время идет, идет, идет,
Время уйдет, уйдет, уйдет.
Но время придет, придет тот момент,
Что ты ждал столько лет.
И все же цени ты любую секунду,
А то очень скоро заснешь беспробудно,
А то твой талант уйдет навсегда,
Лишь будет он сниться тебе иногда,
А то, что ты строил все годы, все дни,
Все годы, все дни, что были твои,
Они были твои, а стали ничьи.

Ланда Что тут добавишь…

Дмитревская Они сами выбирают песни?

Ланда Пробуют все. И сами говорят: это лучше получилось у того или другого.

Васильев Нам важно, чтобы они научились радоваться чужой удаче. Для артистической натуры это непросто.

Дмитревская А бывают же нехорошие дети?

Васильев Да, и мы один раз смалодушничали, не вытеснили такого, пожалели — и он попортил всем крови… Ну что поделать, это жизнь, как в «большом» театре.


У Славы Полунина на фестивале «Snow Children».
Фото из архива театра

Ланда К счастью, это бывает редко. В основном мы доверяем друг другу. Вот в этом году мы ездили на фестиваль к Славе Полунину под Париж, можно было взять всего десять человек. А у нас в основном составе восемнадцать и восемь девочек примерно одного возраста. Мы извелись — кого взять, после долгих мучений собрали всех этих девочек и сказали: «Мы не берем никого из вас, потому что мы не можем выбрать только одну». Тут они выдохнули с облегчением.

Дмитревская Платить аренду и прочее вам последние лет десять помогали «Смешарики», для которых вы писали песни?

Ланда Помогали не сами «Смешарики», а то, что мы как композиторы зарабатывали на этом замечательном проекте. Это давало возможность латать «театральные дыры».

Васильев Отдельная форма жизни нашего театра — это концертные выступления. Это тоже способ «поддержания штанов», потому что, бывает, за них даже платят!

Ланда Дети понимают, что для жизни театра нужны средства. Мы многие проблемы обсуждаем вместе, и порою они сами спрашивают: «Мы февраль по аренде закрыли?..»

Васильев Вообще у них колоссальный опыт выступления на разных площадках. БКЗ «Октябрьский», Филармония, Ледовый дворец, Капелла, Дворцовая площадь.

Ланда Они выступали на сцене Александринки, театра Ленсовета, Молодежного театра, Дома актера, театра «Приют Комедианта»…

Васильев Но могут быть и совсем не театральные пространства: библиотеки, книжные магазины, больничные палаты… И мы иногда искренне поражаемся их профессионализму, мгновенной актерской пристройке к любым обстоятельствам. Мы их очень уважаем.

Ланда И конечно, нельзя не сказать, что последние годы нам помогает Комитет по культуре. Когда председателем был Антон Губанков, он помог нам зарегистрировать театр.

Дмитревская Вы негосударственный театр?

Ланда Да. А теперь Комитет дает гранты на спектакли. Спасибо большое! Но после каждого спектакля или выступления к нам подходят: «Где вас можно увидеть?» А мы чаще всего ничего сказать не можем.

Дмитревская Много лет одно и то же: в городе нет свободных площадок. Обещали какой-то лофт, но все ушло в песок, не нужно Смольному ничего.

Ланда Мы проходим мимо кафе, магазинов, подвалов и думаем: здесь можно было бы поставить сцену. Это уже болезнь.

Васильев Или мечта о своем доме… За эти годы мы не раз спрашивали друг друга, а надо ли продолжать?

Ланда Порою кажется, что все это сизифов труд.

Васильев Театр и так очень живое дело, а в Театре Детей все меняется каждую минуту. В этом, конечно, есть и своя прелесть. Застой нам не грозит. Но, признаться, иногда охватывает отчаянье.

Ланда А потом приходит маленький человек, смотрит тебе в глаза, и ты искренне поражаешься, и силы возвращаются мгновенно. Потому что «талант — единственная новость, которая всегда нова».

Петербургский театральный журнал №1[75] 2014