Петя и волк (Симфоническая сказка для детей)

Сегодня, 18 декабря в 17.00 на сцене Концертного зала Мариинского театра с большим успехом прошла симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». За пультом стоял маэстро Валерий Гергиев. Впервые ведущими были дети. В ролях Пети, Дедушки (рассказчика) и Волка выступили артисты Музыкального Театра Детей «Радуга» — Сергей Голубцов, Иван Чапкевич и Даниил Силкин! Мы поздравляем ребят!!! А еще — поздравляем наш Музыкальный театр Детей «Радуга»!))) Так держать!!!

wolf1

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Победители конкурса юных чтецов Мариинского театра, приуроченного к 125-летию Сергея Сергеевича Прокофьева:
Петя – Сергей Голубцов (Музыкальный театр детей «Радуга»)
Дедушка – Иван Чапкевич (Музыкальный театр детей «Радуга»)
Волк – Даниил Силкин (Музыкальный театр детей «Радуга»)

Кошка – Анна Дарман
Птичка – Мария Каспарова
Утка – Анна Давлетшина

Охотники:
Родион Фаррахов
Кира Хлобыстина
Стефан Отто
Валерий Фурыгин
Сергей Басистый
Анна Белоусова
Артем Иванов
Игорь Завгородний
Макар Дмитриев

Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Валерий Гергиев

Режиссер концерта – Мстислав Пентковский
Педагог по сценической речи – Дмитрий Кошмин

В ПРОГРАММЕ:
Сергей Прокофьев
Симфоническая сказка «Петя и волк» для чтеца и оркестра

НЕМНОГО О СКАЗКЕ:
В 1936 году, вскоре после возвращения в СССР из многолетней эмиграции, Сергей Прокофьев познакомился с Наталией Сац, руководившей Центральным детским театром в Москве. Вместе с семьей композитор охотно посещал этот театр. Наталия Сац, молодой режиссер, предложила Прокофьеву сочинить произведение для своих маленьких театралов. Прокофьев заинтересовался и в короткий срок придумал знаменитую историю про Петю и волка.

Сказка «Петя и волк» имеет подзаголовок «симфоническая». Каждому персонажу присвоен определенный тембр и лейтмотив. Главного героя – Петю – представляют смычковые струнные инструменты, прежде всего, скрипки. Его лейтмотив напоминает пионерский марш: ведь Петя – пионер. Птичка – это, конечно, флейтовые пассажи в высоком регистре. За Утку «крякает» гобой. Бархатистый тембр кларнета изображает грациозную Кошку. Дедушку сопровождает фагот. У страшного Волка – минорный лейтмотив в исполнении трех валторн. Охотники появляются в сопровождении литавр, а их выстрелы изображает большой барабан. В финальном шествии звучат духовые инструменты. Таким образом, слушая сказку, дети получают увлекательный и полный юмора урок инструментоведения.

Сюжет сказки, которую детям рассказывает чтец, доступен даже самым маленьким слушателям. Как положено сказочному герою, Петя понимает язык животных. Кроме того, он – настоящий пионер, а значит – «всем ребятам пример»: хороший товарищ, смел, находчив, справедлив и добр. Ранним утром Петя выходит на лужайку, наблюдает спор Птички с Уткой, предостерегает их от опасности, видя крадущуюся Кошку. Появляется Дедушка; он ворчит и уводит внука: ведь неподалеку бродит Волк. Волк действительно тут как тут, и Утка оказывается у него в животе. Смекалистый Петя с помощью Птички ловит Волка за хвост с помощью веревки, переброшенной через дерево. Как это бывает в историях про героев, помощь от стражей порядка – Охотников – приходит тогда, когда дело уже почти сделано. Остается только связать Волка. Финал оптимистичен, победители проявляют милосердие к поверженному врагу (Петя не позволяет убить Волка, зверя уводят в зоопарк), и даже Утка остается жива: из волчьего живота раздается ее покрякивание.

Первое исполнение сказки несколько разочаровало: дневной филармонический концерт прошел незамеченным. Но в дальнейшем, когда роль чтеца стала исполнять сама Наталия Сац, сказка неизменно пользовалась огромным успехом. Наталия Сац сначала рассказывала детям об инструментах, показывала их, представляла персонажей и лейтмотивы, а затем уже читала текст сказки: «…отхожу в сторону и уже из “знакомящей тети Наташи” превращаюсь в исполнителя сказки, говорю негромко, как бы предчувствуя первые звуки музыки Прокофьева — главное сейчас музыка». Много позже, уже в 1970-м, радиоспектакль «Петя и волк» в исполнении Наталии Сац и Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова был записан на пластинку; эта «классическая» запись доныне широко известна. Помимо нее, существует множество других записей «Пети и волка»: сочинение остается одним из самых востребованных по всему миру. Сказку «проходят» в школах в России и за рубежом, уже снято несколько мультфильмов на ее материале, к ней придумывали продолжения, ее пародировали, переиначивали, обрабатывали в самых разных стилях.
Христина Стрекаловская