Юбилей! Юбилей!
Музыкальному Театру Детей «Радуга» – 25 лет! Театром руководят теле- и радиоведущая, композитор Марина Анатольевна Ланда и режиссёр, композитор Сергей Александрович Васильев. Подробней с деятельностью этого творческого дуэта можно познакомиться на сайте авторов. В данной статье, на примере одного спектакля – «15 старых чемоданов и одна страна», хочется подчеркнуть приверженность Ланды и Васильева к особому направлению – актёрской песне.
Когда-то Исаак Дунаевский сказал, что пишет «лёгкую» музыку серьёзными средствами. Художественному руководителю театра Марине Ланде и режиссёру Сергею Васильеву удалось блестяще соединить подчас «несерьёзные» средства и серьёзную музыку, увлечь своих воспитанников песнями Исаака Дунаевского, Василия Соловьёва-Седого и Булата Окуджавы, песнями, в большинстве своём совсем не детской тематики. А как же так? А разве можно? Можно, и даже очень так, когда талантливо! Когда руководители пропустили эти песни через струны своей души, потому и настроили детские сердца на понимание, ощущение, следовательно, и донесение до слушателей озорных куплетов Василия Лебедева-Кумача и Виктора Винникова, щемящих строк Александра Чуркина и Михаила Исаковского, заряжающих оптимизмом слов Алексея Фатьянова и Виктора Гусева. Страна у нас – одна. И песни одни – свои, родные. Песни, в которых восприятие текста есть одна из составляющих взращивания души.
Остаётся только гадать, как за двухразовые занятия в неделю Марина Анатольевна умудряется настроить «певческие инструменты» – голоса девочек и мальчиков, для начала элементарно выучить с ними нотные партии, выстроить голосоведение, закрепить вокальные навыки с тем, чтобы можно было перейти к следующему этапу – сценическому решению того или иного номера. И здесь уже Сергей Александрович, несомненно, имея чётко разработанную схему ведения репетиции, вовлекает в творческий процесс участников действия, и ребята, внося дополнения в актёрское воплощение песни, с огоньком в глазах, с улыбками или грустью, шумно или затаённо, но непременно доходчиво и искренне выплёскивают впоследствии свои эмоции зрителям.
На протяжении полутора часов разворачивается непрерывное театральное действо с трёхчастным построением, основанное, как указывалось, на обращении к музыке Дунаевского – Соловьёва-Седого – Окуджавы, соответственно представляющих Юность страны – Военную молодость – Зрелость. Название предполагает наличие чемоданов, и они постоянно находятся на сцене. Здесь уместно вспомнить ставшую крылатой фразу «брюки превращаются…». Так вот чемоданы, заменяя конкретизированный реквизит, «превращаются» по ходу разных эпизодов в стулья, скамейки, кинопроектор, развёрнутые папки с нотами, баян, радиоприёмник, магнитофон с бобинами, лошадь (!), дома со светящимися в ночи окнами, а в финале даже в спутник! (что воспринимается многозначительно – как движение страны вперёд). В разных песнях – различное количество чемоданов, маленьких и больших, «толстых» и «худых» (так что за кулисами их оказывается не 15, а гораздо больше).
В музыкальном сопровождении главная «первая скрипка» – это Марина Ланда за роялем. Трио с ней составляют Сергей Волнухин (балалайка) и Павел Мухин (баян), причём музыканты становятся заинтересованными участниками некоторых фрагментов. В одной из песен за сценой звучит гитарный аккомпанемент Сергея Васильева, а в другой приятным сюрпризом становится исполнение одной из солисток, Сашей Харитоновой, мелодии на скрипке. Руководители поставили перед собой амбициозную задачу постоянного чередования сольных, ансамблевых и хоровых эпизодов, к тому же используя принцип смешения разных возрастных групп! В инсценировках сменяют друг друга 50 (!) юных артистов в возрасте от 7 до 17 лет. Тот, кто солирует в одной песне, может быть «массовкой» в другой, а исполняя маленькие, но значимые эпизоды, каждый понимает, что без его участия отдельные пазлы могут помешать созданию законченной картины. Потому все ребята чувствуют себя нужными и востребованными.
Во время спектакля зрители не перестают удивляться сценической трактовке той или иной песни, умело применяет режиссёр и принцип контрастных сопоставлений. В музыкальном решении в одном случае – академизм исполнения от первой до последней ноты, в другом – некоторые «вольности»: повторение фраз, смена темпа и тому подобные уместные творческие находки. Как солнечное музыкальное приветствие всей постановки звучит в начале 1-й части известнейшая «Песенка о капитане». Во втором куплете на словах «был в одной из дальних стран и влюбился, как простой мальчуган» зрители уже улыбаются увидев портрет Софи Лорен и начинают понимать, что впереди их ждёт много интересного. Так, во 2-м номере с юмором несколько раз обыгрывается начало песни «Как много девушек хороших…». «Тюх-тюх», как и в фильме – зажигательное трио, а вот «Песенку водовоза» солисту помогает петь хор, внезапно начиная размахивать красными флажками и пронося транспарант! Не успели отхлопать и отсмеяться, как нас предупреждают: «Сердечная сцена», и звучит «Дорогой широкой » в исполнении самой Марины Анатольевны и солистки. Во 2-м и 3-м куплетах к ним добавляются новые участники, и песня заканчивается кантиленным многоголосием. Завершается 1-я часть не менее знаменитыми куплетами Фомы и Филиппа из оперетты «Вольный ветер». Но в данном случае – это солист, ещё несколько мальчишек и одна «морячка». Мотив повторяется, прибегает девочка с «хлопушкой», объявляющая дубли, как в процессе съёмок фильма.
Убежали со сцены задорные ребята в цветных футболках, а другие вышли уже в строгих чёрно-белых одеждах, неся в руках чёрные чемоданы, и серьёзно зазвучала «Когда на битву грозную парнишка уходил… ». Мгновенный переход от беззаботности к проникновенной лирике обозначил следующую 2-ю часть. А какое необычное решение песни «Вечер на рейде »! Ведь мы привыкли её слышать в исполнении военных моряков. Здесь же барышни запевают: «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход уйдём в предрассветный туман…», и становится так грустно. Вышедший на сцену юноша не распевает волнующую длинную мелодию, нет, он декламирует полушёпотом: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в море», и от этого прямо мурашки по коже. Раздумья прерывает бодрый марш «Первым делом – самолёты», в интерпретации которого уместны курьёзы и шутки, ведь фильм «Небесный тихоход» вышел на экраны весной 1946 года, в первую годовщину Великой Победы. И вновь барышни предстают в трогательном образе, исполняя «Не тревожь ты себя, не тревожь». Вглядываясь в их глаза, сосредоточенные и серьёзные, зрители забывают даже аплодировать, боясь нарушить это откровение. Между тем сцену заполняет хор с маленьким «дирижёром» во главе и, чтобы вывести слушателей из оцепенения, грянули удалые куплеты про Васю Крючкина.
Коллаж из фрагментов зарубежных мелодий переводит нас в 3-ю часть, во власть многозначительных стихов Окуджавы. Да, собственно, мы слышим вначале именно его голос, а уже во втором куплете солист подхватывает «Главную песенку». Манера исполнения Булата Шалвовича – задумчивость, камерность, – это манера исполнения автора. И нет ничего зазорного в том, чтобы абстрагировать стихи от данного образа и насытить строфы актёрской игрой. Наглядный пример – песня «Ваше Благородие… », уж кто только её не пел и не привносил свои оттенки в исполнение. Так что в спектакле решили «перепоручить» куплеты шести барышням и дать в аккомпанемент балалайку! «Песенка про чёрного кота» прозвучала в исполнении младшей группы мальчиков, которые подобно сыщикам вышли с фонариками, а после фразы «надо лампочку повесить, денег всё не соберём» побежали в зал и просили «дайте денег!», (и давали, между прочим). Казалось бы, типично бардовская песня «Дежурный по апрелю» получилась очень красочная, с интонационным обыгрыванием слов «что же ты гуляешь, мой сыночек, одинокий». Между сложнейшими в исполнении «По Смоленской дороге» и «Когда метель кричит, как зверь» разместили единственную англоязычную вставку популярнейшей в своё время песни «Let it Be», которую ребята не пели, а лишь слушали, как доносится музыка из чемодана- радиоприёмника. После того, как целый хор залихватски, сидя на чемоданах, спел в стиле городских куплетов «Ах, Надя, Наденька», казалось, что это финал. Но все убежали со сцены, и лишь одна маленькая девочка с печалью продекламировала строки о сгоревшем бумажном солдате. Финальной стала «Песенка об арбатских ребятах» с резюмирующими строками: «Пусть память – нелёгкая служба, но всё повидала Москва, и старым арбатским ребятам смешны утешений слова ». Полетел спутник – и ребята ушли, оставив лишь чемоданы с прорезями, неожиданно трогательно изображающими светящиеся окна домов. Аплодисменты! Аплодисменты всем, замечательным постановщикам и артистам, композиторам и поэтам!
В качестве послесловия хочется особо отметить, что, выступая с концертными программами, МДТ «Радуга» исполняет произведения и других отечественных авторов, таких как Андрей Петров, Исаак Шварц, Сергей Баневич, Валерий Бровко, Владимир Высоцкий, звучат песни из репертуара Леонида Утёсова, фильмов и мультфильмов, песни руководителей театра Марины Ланда и Сергея Васильева. Отметим это словом «Да!». Есть ещё несколько «да» и «нет». «Да» – демократической сценической одежде. «Нет» – кричащим дорогостоящим костюмам. «Да» – естественным движениям на сцене, отвечающим духу произведения. «Нет» – бессмысленным марионеточным подёргиваниям. «Да» – русскому языку, дикции, произношению. «Нет» – чужеродным заимствованиям. Есть печальное явление – наших детей пытаются «приручить » к тому, что нам не свойственно. А, следовательно, отучить от следования и развития собственных традиций. Но это тема уже другой статьи. Неравнодушные, вдумчивые и динамичные ребята из театра «Радуга» предлагают нам послушать прекрасные песни. Так что подпоём им! Споёмте, друзья, споём все вместе!
Жанна КОМЛЕВА,
музыковед,
финалист Всероссийского конкурса композиторов им. А.П. Петрова.
Невский Альманах.