15 голосистых чемоданов и 300 смешариков

В Петербурге корреспондент 47news обнаружил детскую собственность «Музыкального Театра Детей Марины Ланда». Выяснилось, что коллектив, который был везде — редкий гость в Ленинградской области. Помимо факта развенчания своей дремучести в методиках пения мы обнаружили связи актеров с почтой Владимира Путина, китайскими резидентами и слезами европейских монархов.

В концертном зале Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге 14 мая состоится вечер памяти Булата Окуджавы. В частотности, на мероприятии будет выступать «Музыкальный Театр Детей». Случайно увидев анонс, корреспондент, располагая праздничным временем и настроением, обратил внимание на формулировку — «театр детей». Согласитесь необычно. Детям у нас принадлежит немного. 47news нашел руководителей этого коллектива и понял, что будни происшествий не позволяют порой заметить необычное. Если говорить языком театральных журналистов — уникальное явление творческого мира. Сразу хочется разубедить читателя. Речь — не об одном из многочисленных самодеятельных детских ансамблей. На сцене работают серьезные люди. Но, небольшого пока роста. Отметим, что театр уникален еще и тем, что являясь не коммерческим, тем не менее, официально зарегистрирован в Минкульте и работает уже 20 лет.

Для почина так:

Песня «Капли датского короля» в исполнении «Музыкального Театра Детей Марины Ланды».

300 СМЕШАРИКОВ И 2 КИТАЙЦА

Руководители театра детей все же взрослые. Это Марина Ланда и Сергей Васильев. Марина Ланда – художественный руководитель, а Сергей Васильев режиссер театра. В плане заслуг, достаточно упомянуть, что этот тандем написал музыку и стихи к тремстам сериям мультсаги «Смешарики», на которой воспитано несколько поколений дошкольников. Хотя когда корреспонденту доводилось смотреть эти мультфильмы, сидя перед ТВ с племянницами, ему казалось, что там зашиты смыслы для взрослых. Владимир Путин, видимо, солидарен с корреспондентом. В прошлом году, на десятилетие рождения «Смешариков», президент Российской Федерации присвоил проекту звание лауреата государственной премии, пригласил в Кремль и даже сходил в кремлевское отделение почты.

smeshariki_telegramma

«Смешарики» и «Музыкальный Театр Детей Марины Ланды» в Кремле.

Марина Ланда известна также как ведущая передачи «Смешные праздники» на детском канале «Карусель», с устоявшимся народным названием «Меня зовут Марина Анатольевна». Смысл ее в том, что детей учат петь прямо в прямом эфире. Это часть ее методики, посыл которой в том, что запеть может любой.

Отрывок программы «Смешные праздники».

Популярность объясняется талантом Марины Ланда и общемировой трансляцией канала на протяжении многих лет. На западных TV, за создание устоявшегося бренда Марине Анатольевне был бы положен миллион и еще другой, отчисления и лимузин Опры Уинфри.

Забавный случай как подтверждение. Пару лет назад, на программу пришел явно отличающийся человек. Представился посланником китайского телеканала и выразил заинтересованность в покупке идеи. Вслед за ним прибыл красивый и солидный функционер от китайского ТВ. Но, просмотрев программу от начала до конца, вздохнул по китайски и был краток: «Мы так не сможем. Эта программа — это вы Марина Анатольевна».

ХРОНОС ЭПОХ В 15 ЧЕМОДАНАХ

Самый известный спектакль «Театра Детей» называется «15 старых чемоданов и одна страна». Поставил его Сергей Васильев. Идея проста, элегантна и человечна. Путешествие по нашей стране идет через время. Символ дороги и того, что мы проносим с собой через жизнь — чемодан. Вернее их 60 штук. Они главные декорации, а главные выразители эпох — песни Дунаевского, Соловьёва-Седого и Окуджавы. Первый — это 30-е годы, детство страны, солнечное настроение, несколько инфантильная улыбка и самочуствование. Можно сказать восторг. Второй — это 40-е и неожиданное взросление. Война. Третий — уже не старость, но зрелость сформировавшегося горожанина, ироничность и самоирония. Все песни на аудиофоне эпох, — стрекотание проектора, лязг колес военного поезда, а затем мирной электрички. С чемоданами происходят трансформации, а с детьми эмоции которые лучше видеть.

Но эта феерия, структура и смысл невозможны без именно этих юных артистов. Здесь важное. «Все время приходится бороться со стереотипами, что дети это несерьезно, а с ребенком необходимо общаться как с равным. Они это чувствуют сразу», — говорит Сергей Васильев.

Отрывки из спектакля «15 старых чемоданов и одна страна».

Но эта феерия, структура и смысл невозможны без маленьких. Здесь важное. «Все время приходится бороться со стереотипами, что дети это несерьезно, детские коллективы это самодеятельность и прочие «ути-пути». В нашем театре каждый в труппе зовется полным именем и только на «вы». Мы культивируем простую идею: «С ребенком необходимо общаться как с равным. Они это чувствуют сразу», — рассказывает режиссер Сергей Васильев.

Отрывки из спектакля «15 старых чемоданов и одна страна».

О самостоятельности актеров говорит простой пример: «Когда мы уезжали с Сергеем в Прагу записывать саундтрек к полнометражным «Смешарикам», часть коллектива осталась и самостоятельно отыграла спектакль в Большом концертном зале Санкт-Петербурга. Это касалось всего — от указаний звукорежиссерам до общения с администрацией БКЗ. Самому старшему, Якову Лесину, было 13 лет. Он же, кстати, вел сейчас концерты на Дворцовой площади 9 мая», — не без гордости говорит руководитель Марина Ланда.

Только в апреле «Театр Детей» выступил на подмостках 16 раз. Последний из них на «Днях Петербурга» в Ярославле и Костроме. «Проще сказать где мы не были», — говорит Марина Ланда. «Как это ни странно меньше всего мы выступаем в Ленобласти. Редко приглашают», — с сожалением констатирует руководитель.

Вечер памяти Высоцкого. Песня о съеденном Куке.

ЗАПОЕТ ЛЮБОЙ

Интересной показалась 47news оригинальная система обучения пению, по которой занимается Марина Ланда. Насколько смог понять корреспондент, которого в свое время выгнали даже с отделения игры на деревянных ложках, метод заключается в раскрепощении через актерские навыки. «Когда человек слышит, что фальшивит, это говорит о том, что слух у него есть, просто не работает координация между тем, что слышит, и тем, что воспроизводит. Кнопка play барахлит», — рассказывает Марина . «Было несколько раз так, что юный артист год-два вообще не пел. Но, находился на сцене и репетициях. Потом у него собирается критическая масса «слышения», и он начинал не просто  петь, а становился солистом».

ИСТОРИЯ С ПРИЕМОМ РОНДО

Создание театра по сценарию любого независимого творческого коллектива в России началось с мытарств. Первых своих воспитанников в 1993 году Марина Ланда привела с собой из Дворца Молодежи  на «Радио России». Куда ее пригласили ведущей музыкальных программ. Так на радио появился первый состав музыкального театра детей.  До 1998 года занятия коллектива проходили в Доме Радио в центре Петербурга.
«Тяжело это вспоминать, — говорит Марина, — но  в августе 98-го после дефолта объявили о массовых увольнениях работников радио, закрытии моей, к тому моменту очень популярной программы «Отдушина», и в довесок сообщили, что детям больше нельзя заниматься в «Доме Радио». Я вышла на улицу и заплакала. К счастью, в те годы замдиректора Дома Радио был легендарный Лев Мархасев. Он подошел ко мне и тихо сказал: «Марина , занимайтесь по вечерам, я не буду Вас замечать». Занятия проводили после 18:00, старались не шуметь. Когда «закрывать глаза» стало проблематично, наш театр великодушно приютил музей Пушкина на Мойке,12. Спасибо директору музея Сергею Некрасову. Но три года назад мы и оттуда были вынуждены съехать». Положение было «Аховым». И вновь помог случай: на улице я встретила уже нынешнего директора Дома Радио. Он предложил арендовать комнату на последнем этаже, где когда-то располагался «Авторский канал». Так, мы вернулись туда, откуда все начиналось. Сделали с детьми ремонт и рады. Но, конечно, главная наша мечта это собственный дом или хотя бы подвал. Дети просто грезят своей сценой, да и мы тоже», — вздохнули руководители.
Отрывок из спектакля «15 чемоданов и одна страна». Песня «Сердце томная забота».

В «Музыкальном Театре Детей Марины Ланды» занимается около 50 мальчиков и девочек от 6 до 17 лет. Основной состав 20 человек. Набор объявлялся лишь один раз. «После каждого спектакля подходят дети и родители с вопросом как к Вам попасть? Занимаемся мы бесплатно. Жестких критериев нет. Мы просто смотрим на ребенка, и в случае, если чувствуем, что наш — берем», — говорит Сергей Васильев. «Многие из ребят после занятий у нас, продолжают заниматься музыкой или театром. Но главное, мы продолжаем дружить. Например, недавно я была в гостях у нашей выпускницы,  Лены Первозванской, которая сейчас учится в Миланской консерватории», — улыбается Марина.

«Когда мы работали над «Смешариками», — говорит Сергей, — «вся наша команда хотела, чтобы мультфильм стал интересен как детям, так и взрослым. Этого же мы хотели, когда писали песни для сериала».
«Этим мы руководствуемся и в Музыкальном Театре Детей, – подхватывает Марина Ланда. — Поэтому всегда рады видеть зрителей всех возрастов. И надеемся им будет о чем поговорить после спектаклей и что спеть».

Виктор Смирнов, 47news